aspasia (aspasia14) wrote in bar_chk,
aspasia
aspasia14
bar_chk

Category:

В продолжение темы Баттла( Борьбы) черт знает кого с" черт знает чем"

Сенека о скоротечности жизни....


Прочтите ОБЯЗАТЕЛьНО! Очень важный материал
Мысли выделены мной

***********
Гла­ва I
1. Боль­шин­ство смерт­ных жалу­ет­ся, Пау­лин, на ковар­ство при­ро­ды: дескать, рож­да­ем­ся мы так нена­дол­го и отведен­ное нам вре­мя про­ле­та­ет так ско­ро, что, за исклю­че­ни­ем раз­ве что немно­гих, мы ухо­дим из жиз­ни, еще не успев к ней как сле­ду­ет под­гото­вить­ся. Об этом все­об­щем, как при­ня­то счи­тать, бед­ст­вии вопит не толь­ко неве­же­ст­вен­ная тол­па; не толь­ко чернь, но и мно­гие слав­ные мужи не сдер­жа­ли горест­ных жалоб перед лицом такой напа­сти.

2. Вот вели­чай­ший из вра­че­ва­те­лей вос­кли­ца­ет: «Жизнь корот­ка, искус­ство длин­но»2. Вот Ари­сто­тель предъ­яв­ля­ет при­ро­де пре­тен­зию, мало при­ли­че­ст­ву­ю­щую муд­ре­цу: «Иным живот­ным она по мило­сти сво­ей настоль­ко удли­ни­ла век, что они пере­жи­ва­ют по пять, а то и по десять поко­ле­ний; а чело­ве­ку, рож­ден­но­му для вели­ких дел, поло­жи­ла конец куда ско­рей­ший»3.


3. Нет, не мало вре­ме­ни мы име­ем, а мно­го теря­ем. Жизнь дана нам доста­точ­но дол­гая, и ее с избыт­ком хва­тит на свер­ше­ние вели­чай­ших дел, если рас­пре­де­лить ее с умом. Но если она не направ­ля­ет­ся доб­рою целью, если наша рас­то­чи­тель­ность и небреж­ность поз­во­ля­ют ей уте­кать у нас меж паль­цев, то когда про­бьет наш послед­ний час, мы с удив­ле­ни­ем обна­ру­жи­ва­ем, что жизнь, тече­ния кото­рой мы не заме­ти­ли, истек­ла.

4. Имен­но так: мы не полу­чи­ли корот­кую жизнь, а сде­ла­ли ее корот­кой. Мы не обде­ле­ны ею, а бес­со­вест­но ее про­ма­ты­ва­ем. Как бога­тое цар­ское досто­я­ние, перей­дя в руки дур­но­го хозя­и­на, в мгно­ве­ние ока раз­ле­та­ет­ся по вет­ру, а иму­ще­ство, пусть и скром­ное, пере­дан­ное доб­ро­му хра­ни­те­лю, умно­жа­ет­ся, так и вре­мя нашей жиз­ни удли­ня­ет­ся для того, кто умно им рас­по­рядит­ся.




Гла­ва II


1. Что мы жалу­ем­ся на при­ро­ду вещей? Она к нам бла­го­склон­на, и жизнь длин­на, если зна­ешь, на что ее употре­бить. Но чем мы заня­ты? Один погряз в нена­сыт­ной алч­но­сти, дру­гой — в суе­те бес­ко­неч­ных трудов и бес­плод­ной дея­тель­но­сти; один наса­сы­ва­ет­ся, как губ­ка, вином, дру­гой дрем­лет в бес­про­буд­ной лени; одно­го тер­за­ет веч­но зави­си­мое от чужих мне­ний тще­сла­вие, дру­го­го страсть к тор­гов­ле гонит очер­тя голо­ву по всем морям и зем­лям за нажи­вой; иных снеда­ет воин­ст­вен­ный пыл: они ни на миг не пере­ста­ют думать об опас­но­стях, где-то кому-то угро­жаю­щих, и тре­во­жить­ся за соб­ст­вен­ную без­опас­ность; есть люди, пол­ные без­за­вет­ной пре­дан­но­сти началь­ству и отдаю­щие себя в доб­ро­воль­ное раб­ство.



2. Мно­гих захва­ти­ла зависть к чужо­му богат­ству, мно­гих — попе­че­ние о соб­ст­вен­ном; боль­шин­ство же людей не пре­сле­ду­ет опре­де­лен­ной цели, их бро­са­ет из сто­ро­ны в сто­ро­ну зыб­кое, непо­сто­ян­ное, само­му себе опро­ти­вев­шее лег­ко­мыс­лие; они устрем­ля­ют­ся то к одно­му, то к дру­го­му, а неко­то­рых и вовсе ничто не при­вле­ка­ет, они ни в чем не видят путе­вод­ной цели, и рок насти­га­ет их в рас­слаб­ле­нии сон­ной зевоты. Вот уж поис­ти­не прав вели­чай­ший из поэтов, чье изре­че­ние мы мог­ли бы при­нять как ора­кул: «Ничтож­но мала та часть жиз­ни, в кото­рую мы живем»5. Ибо все про­чее не жизнь, а вре­мя­пре­про­вож­де­ние.



3. Со всех сто­рон обсту­пи­ли и тес­нят людей поро­ки, не поз­во­ляя выпря­мить­ся, не давая под­нять гла­за и увидеть исти­ну, уво­ла­ки­вая вниз, на дно, и там накреп­ко при­вя­зы­вая к стра­стям. Чело­век не в силах осво­бо­дить­ся и прий­ти в себя. Даже если слу­чит­ся вдруг в жиз­ни покой­ная пере­дыш­ка, в чело­ве­ке не пре­кра­ща­ет­ся вол­не­ние, как в море после бури еще дол­го несут­ся вол­ны, и нико­гда он не зна­ет отды­ха от сво­их стра­стей.


4. Дума­ешь, я гово­рю об обще­при­знан­ных неудач­ни­ках? Взгля­ни на дру­гих, чье сча­стье всем кру­жит голо­вы: они же зады­ха­ют­ся под тяже­стью того, что зовут бла­га­ми. Сколь мно­гих гне­тет богат­ство! Сколь­ко кро­ви пор­тит мно­гим крас­но­ре­чие и еже­днев­ная обя­зан­ность бли­стать умом! А сколь­кие теря­ют здо­ро­вье в нескон­чае­мых наслаж­де­ни­ях! Сколь­ким не дают пере­ве­сти дух неис­ся­каю­щий поток кли­ен­тов! Да пере­бе­ри ты, нако­нец, всех их, сни­зу довер­ху: этот ищет адво­ка­та, этот бежит хода­тай­ст­во­вать, тот обви­ня­ет­ся, тот защи­ща­ет, тот судит — нико­му нет дела до себя, каж­дый погло­щен дру­гим. Спро­си о тех, чьи име­на у всех на устах: чем таким они при­ме­ча­тель­ны? А вот чем: один — попе­чи­тель одних, дру­гой — дру­гих, толь­ко о себе самом никто не печет­ся.



5. Иные воз­му­ща­ют­ся, жалу­ют­ся, что вот, мол, высо­ко­по­став­лен­ные лица пре­зи­ра­ют нас, не нахо­дят, види­те ли, вре­ме­ни нас при­нять, когда мы жела­ем их видеть: чистей­шее безу­мие! Да как сме­ешь ты сето­вать на высо­ко­ме­рие дру­го­го, если сам для себя нико­гда не нахо­дишь вре­ме­ни? Он-то тебя, какой ты ни есть, все-таки заме­тит ино­гда, хоть и с доса­дой на лице; он тебя все-таки выслу­ша­ет и домой к себе пустит; ты же сам себя нико­гда не заме­тишь, нико­гда не выслу­ша­ешь. А зна­чит, и нече­го тебе роп­тать на кого-то, буд­то тебе отка­за­ли в тво­ем пра­ве на вни­ма­ние; ты гово­ришь, что хотел побыть с дру­гим, но ведь ты сам с собой ни мину­ты побыть не в силах.


Гла­ва III
1. Вся­кий свет­лый разум, вся­кая голо­ва, хоть раз в жиз­ни оза­рен­ная мыс­лью, не устанет удив­лять­ся это­му стран­но­му помра­че­нию умов чело­ве­че­ских. В самом деле, никто из нас не поз­во­лит втор­гать­ся в свои вла­де­ния и, воз­ник­ни хоть малей­ший спор о гра­ни­цах, возь­мет­ся за кам­ни и ору­жие; а в жизнь свою мы поз­во­ля­ем дру­гим вме­ши­вать­ся бес­пре­пят­ст­вен­но, более того, сами при­гла­ша­ем буду­щих хозя­ев и рас­по­ряди­те­лей нашей жиз­ни. Нет чело­ве­ка, желаю­ще­го разде­лить с дру­ги­ми день­ги, а сколь­ким разда­ет каж­дый свою жизнь! Мы бди­тель­ны, охра­няя отцов­ское наслед­ство, но как дой­дет до тра­ты вре­ме­ни — сверх меры рас­то­чи­тель­ны, а ведь это то един­ст­вен­ное, в чем ску­пость достой­на ува­же­ния.


2. Хочет­ся оста­но­вить в тол­пе како­го-нибудь ста­ри­ка и спро­сить: «Достиг ты, вид­но, послед­не­го доступ­но­го чело­ве­ку воз­рас­та — лет тебе, вер­но, сто, а то и боль­ше; попро­буй-ка при­пом­нить свою жизнь и про­из­ве­сти под­счет. При­кинь, сколь­ко отнял из это­го вре­ме­ни креди­тор, сколь­ко подруж­ка, сколь­ко патрон, сколь­ко кли­ент; сколь­ко ушло на ссо­ры с женой, на нака­за­ние слуг, на бегот­ню по делам; добавь сюда болез­ни, в кото­рых сам пови­нен, добавь про­сто так без поль­зы про­веден­ное вре­мя, и ты увидишь, что тебе сей­час гораздо боль­ше лет, чем ты дей­ст­ви­тель­но про­жил.


3. Вспом­ни, когда ты испол­нял свои соб­ст­вен­ные реше­ния; посчи­тай дни, про­шед­шие так, как ты наме­тил; вспом­ни дни, когда ты рас­по­ла­гал собой, когда твое лицо хра­ни­ло свое есте­ствен­ное выра­же­ние, когда в душе не было тре­во­ги; при­кинь, сколь­ко насто­я­ще­го дела успел ты сде­лать за столь дол­гий век, и увидишь, что боль­шую часть тво­ей жиз­ни рас­хи­ти­ли по кус­кам чужие люди, а ты и не пони­мал, что теря­ешь. Вспом­ни, сколь­ко отня­ли у тебя пустые огор­че­ния, глу­пые радо­сти, алч­ные стрем­ле­ния, лжи­во-любез­ная бол­тов­ня и как ничтож­но мало оста­лось тебе тво­е­го, — под­счи­тай, и ты пой­мешь, что в свои сто лет уми­ра­ешь безвре­мен­но».


4. В чем же дело? — А в том, что вы живе­те, как веч­ные победи­те­ли, забыв о сво­ей брен­но­сти, не отме­чая, сколь­ко ваше­го вре­ме­ни уже истек­ло; вы бро­са­е­тесь им напра­во и нале­во, слов­но его у вас неис­чер­пае­мый запас, а ведь, может быть, тот самый день, кото­рый вы так щед­ро дари­те како­му-нибудь чело­ве­ку или делу, — послед­ний. Вы бои­тесь все­го на све­те, как смерт­ные, и все­го на све­те жаж­де­те, как бес­смерт­ные.(!!!!!)


5. При­слу­шай­ся, и едва ли не от каж­до­го ты услы­шишь такие сло­ва: «В пять­де­сят лет уйду на покой, а с шести­де­ся­ти осво­бо­жусь от всех вооб­ще обя­зан­но­стей». — А кто, инте­рес­но, тебе пору­чил­ся, что ты до этих лет дожи­вешь? Кто пове­лит собы­ти­ям идти имен­но так, как ты пред­по­ла­га­ешь? И к тому же, как тебе не стыд­но уде­лить для себя само­го лишь жал­кие остат­ки соб­ст­вен­ных лет, оста­вить для доб­рой и разум­ной жиз­ни лишь то вре­мя, кото­рое уже ни на что дру­гое не годит­ся? Не позд­но ли начи­нать жить тогда, когда пора кон­чать? Что за глу­пое забве­ние соб­ст­вен­ной смерт­но­сти — отло­жить здра­вое раз­мыш­ле­ние до пяти­де­ся­ти или шести­де­ся­ти лет и соби­рать­ся начать жизнь с того воз­рас­та, до кото­ро­го мало кто дожи­ва­ет!
Subscribe

  • Психо

    Древние они далеко не дураки были. Многое замечали за людишками, записывали, и создали философию, между прочим. Даже множество школ и направлений.…

  • Наступает особая ночь...

    Оговариваюсь сразу: верить в это или не верить - личное дело каждого... 26 октября, Православные отмечают День перенесения в Москву Иверской иконы…

  • Они пропали... Совсем пропали...

    В Москве пошли слухи о пропаже актрисы Светланы Светличной. Светличная не выходит на связь с 21 октября, её разыскивает полиция. В полицию…

promo bar_chk may 6, 2016 20:45 2193
Buy for 100 tokens
4 поста в сутки, приветствуется аккуратное и красочное оформление Нас читают в России, Аргентине, Украине, США, Норвегии, Белоруси, Израиле, Индии, Молдове, Германии, Канаде, Турции, Бразилии, Японии, Гонконге, ЮАР, Сингапуре,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Психо

    Древние они далеко не дураки были. Многое замечали за людишками, записывали, и создали философию, между прочим. Даже множество школ и направлений.…

  • Наступает особая ночь...

    Оговариваюсь сразу: верить в это или не верить - личное дело каждого... 26 октября, Православные отмечают День перенесения в Москву Иверской иконы…

  • Они пропали... Совсем пропали...

    В Москве пошли слухи о пропаже актрисы Светланы Светличной. Светличная не выходит на связь с 21 октября, её разыскивает полиция. В полицию…