amapok (52vadim) wrote in bar_chk,
amapok
52vadim
bar_chk

Categories:

Трасса Аляска — Сибирь (АлСиб). Что бы помнили!

7c059f7c5e80851dc6734ff4a5528794

Красноярский край во Второй мировой — глубокий тыл. Хотя немцы в 42-м — операция «Вундерланд», или «Страна чудес», — прорывались и сюда: Диксон бился с тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». Но — ничего подобного великим сражениям в Европе.

У этой земли нет недостатка в героях.Красноярск, старейшее Троицкое кладбище ,с 17 ноября 1942 года безымянный памятник погибшим летчикам. И только недавно на нем появились фамилии и стало ясно, что он поставлен в память пилотам, погибшим в 1942—1945 годах при перегоне ленд-лизовских самолетов на фронт. Информация из архивов- красноярская земля стала последним пристанищем для 123 (!) летчиков, до фронта не долетевших. Из Красноярска американские «Аэрокобры», «Киттихауки», «Бостоны» и «Дугласы» летели на Запад. В апреле-июне 1943-го в небе Кубани наши на «Аэрокобрах» уже стабильно громили люфтваффе.
Материалы по Трассе Аляска — Сибирь (АлСиб) оставались засекреченными до 1992 года, алсибовцы, не успевшие до Трассы встретиться с врагом, не считались ветеранами войны. Но тяжестью и испытаниями эта дорога на войну сравнима с фронтом. Алсибовский перегон -история секретной Трассы.
Прошли годы, появились статьи в газетах о перегоночной Воздушной трассе Аляска — Сибирь,выяснилось, что Красноярск в годы войны был конечным пунктом для летчиков-перегонщиков и на бетонке Красноярского аэропорта сотнями стояли готовые к отправке на фронт новенькие американские истребители, бомбардировщики и транспортные самолеты. Прибывающие с фронта железнодорожными эшелонами «безлошадные» летчики переучивались в Красноярске на новую технику и улетали на ней на Запад громить врага. Оказалось, что первые пришедшие с Аляски по этому маршруту самолеты поздней осенью 1942 года уже воевали в самом пекле, на Сталинградском фронте.

Красноярская воздушная Трасса Военно-воздушных сил Красной армии, она же Воздушная трасса Красноярск — Уэлькаль (официальные наименования), теперь известна как Трасса Аляска—Сибирь, АлСиб.

9693897

В июне 1942 года Рузвельт писал Сталину: «Посол Литвинов информировал меня, что Вы одобрили переброску американских самолетов через Аляску и Северную Сибирь на Западный фронт… Я хочу подчеркнуть, что если бы было возможно осуществлять поставку самолетов из Соединенных Штатов в Советский Союз через Аляску и Сибирь, вместо того чтобы поставлять их через Африку, как это практикуется теперь, было бы сэкономлено большое количество времени».

При этом американская сторона предлагала осуществлять перегонку самолетов своими летчиками. На что Сталин ответил Рузвельту 1 июля того же 1942 года: «…Советское Правительство уже дало необходимые указания об окончании в кратчайший срок проводящихся в Сибири работ по подготовке к приему самолетов. Что касается того, силами чьих летчиков доставлять самолеты из Аляски, то мне кажется, что это дело можно будет поручить… советским летчикам…»

Верховный главнокомандующий утвердил штатный состав Трассы. Пять перегоночных авиаполков, шестой полк — транспортных экипажей, пять авиационных баз и три промежуточных аэродрома с комендатурами в Маркове, Оймяконе, Олекминске. Командование, штаб, политический отдел Трассы — в Якутске, на середине маршрута. Здесь же расположились 4-й перегоночный авиаполк и авиатехническая база.

А из аэродромов требованиям отвечали только Красноярск и Якутск. В мирное время ушли бы годы, чтобы на Чукотке и в Якутии построить военные городки и аэродромы. Но время было не мирное, и не годы были даны, а месяцы и дни.

Маршрут Трассы проходил над северо-востоком страны. На сотни и тысячи километров — никакого человеческого жилья, сколько видит глаз — тундра или тайга, бесконечные нагромождения горных хребтов, лед и снег. Во время полета летчиков то и дело встречали непредсказуемые бури, грозы и прочие сюрпризы северного климата. До войны гражданская авиация эти места только осваивала. Полеты в сибирских северных краях были эпизодическими, рассматривались как подвиг. Теперь же подобное должно было стать массовым и обычным.

Летчики на Трассе были классные: 90% из них — фронтовики, успевшие понюхать пороху в воздушных боях в Испании, на Халхин-Голе, Хасане, в Финскую, с фашистами в начале войны, некоторые с опытом перегонки самолетов из Ирана в Азербайджан (был и такой маршрут, но это уже другая история).

Тяжелее всего приходилось техникам: ангаров на аэродромах не было, ни теплых, ни холодных. Все работы на матчасти велись под открытым небом и при любом морозе. Самолеты покрывались льдом, резина промерзала и становилась ломкой, лопались шланги, а вытекающее масло становилось как камень. Но люди работали, и самолеты, приходившие с Аляски, летели дальше. В Красноярск и — на фронт.

Работники метеостанций и радиопеленгаторных пунктов зачастую работали в условиях зимовки. В тайге, в 300—400 км от ближайшего жилья, два специалиста круглосуточно дежурили, поддерживая бесперебойную связь с самолетами. Во многих случаях это были девушки, окончившие краткосрочные курсы. Продукты — сухой паек на много месяцев, вода — растаявший снег.

Трасса — прежде всего огромный коллектив людей, работавших на результат: дать фронту как можно больше самолетов. С наименьшими потерями в пути.

9693866

Результат впечатляет: за три года работы Трассы — с октября 1942-го по октябрь 1945 года — через Красноярск прошло 8094 новых боевых и транспортных самолета. Посчитайте, просто исходя из того что авиационный полк имел по штату в среднем 30 самолетов, сколько боевых полков били асов люфтваффе в воздухе и бомбили гитлеровцев на земле на алсибовских машинах?

Вячеслав Филиппов. Человек, по-настоящему увлеченный и наиболее разбирающийся в истории секретной Трассы.

https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/05/04/72371-trassa
Subscribe
promo bar_chk may 6, 2016 20:45 1984
Buy for 100 tokens
3 поста в сутки, приветствуется аккуратное и красочное оформление Нас читают в России, Аргентине, Украине, США, Норвегии, Белоруси, Израиле, Индии, Молдове, Германии, Канаде, Турции, Бразилии, Японии, Гонконге, ЮАР, Сингапуре, Эстонии,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments