id77 (id77) wrote in bar_chk,
id77
id77
bar_chk

Великое архитектурное противостояние

Здравствуйте уважаемые.
Давнишний  просмотр фильма «Шпион» с его альтернативной Москвой, построенной по генплану 1935 года, натолкнули меня на мысль о давно уже обсуждаемой теме об общности Советского Союза и гитлеровской Германии. В очередной раз убедился в том, что, несмотря на много общего они не могли быть дружественными друг другу. Это соперники, это враги. Соперничество проявлялось во всем, и не в последнюю очередь в архитектуре. С ходу вспоминается Всемирная выставка в Париже 1937 года, когда советский и германский павильоны стояли друг напротив друга. Да схожие конструкторские решения, да общий образ мышления, имперский размах и желание поразить. Это есть. Но они РАЗНЫЕ по духу и по энергетике. Совсем разные. Противостоящие друг другу.

стоящие друг напротив друга павильоны СССР и Германии на Всемирной парижской выставке 1937 года.



Символом торжества советской архитектуры должен был стать Дворец Советов (показанный, кстати, в вышеуказанном фильме). О нем знают, наверное, все, но вкратце напомню основные моменты. На месте взорванного в 1931 году Храма Христа Спасителя должно было бы быть возведено высочайшее в мире здание, которое должно было быть стать центром новой обновленной Москвы. После проведенного конкурса и рассмотрения более чем 120 представленных эскизов был выбран проект архитектора Б.М. Иофана. По данному проекту Дворец Советов представлял собой некого пьедестала высотой около 400 метров, увенчанное 75 метровой статуей В.И.Ленина. До начала Великой отечественной войны был заложен гигантский фундамент, и началось само возведение здания. Закончено оно должно было быть к 1950 году. Однако война спутала все планы. Если кому интересно как дворец должен был выглядеть, то советую посмотреть вот здесь:
http://cocomera.livejournal.com/166095.html и http://greedyspeedy.livejournal.com/63279.html

Так мог выглядеть дворец Советов в начале 90-х

Возникает вопрос – а был ли какой-нибудь подобный проект у 3 Рейха? Был! Но другой по смыслу. В конце 30 –х годов Гитлер, который мог в юности стать неплохим архитектором, и до конца жизни сожалевший, что все-таки не стал им, задумал и решил осуществить возведение гигантского сооружения, названного Зал Народа (Volkshalle). Строить его собирались около 10 лет, и обошелся бы он немецкой казне в поистине астрономическую сумму - 1 миллиард рейхсмарок. Зал народа должен был быть сделан из гранита и мрамора и простоять «10 000 лет».
Осуществлять проектирование и возведение этого строительного монстра Гитлер поручил своему личному архитектору Альберту Шпееру. Каким именно должен был стать «Зал Народа» можно найти в его книге «Воспоминания», отрывок из которой я считаю уместным привести здесь: «Величайшее из всех, ранее когда либо задуманных зданий для собраний состояло из единственного помещения, способного вместить одновременно от 15 до 18 тысяч стоящих участников. По существу речь шла, несмотря на сдержанное отношение Гитлера к мистическим настроениям Гиммлера и Розенберга о культовом сооружении, которое в течение последующих столетий, в силу традиции и духовного почтения должно было приобрести примерно такое же значение, как собор святого Петра в Риме для католического христианства. Не будь этой культовой подоплеки, расходы на возведение и роскошь этого главного для Гитлера здания были бы бессмысленны и непонятны.

Макет "Зала Народа"

Круглый внутренний зал был по своему сечению трудновообразим – в 250 м. На высоте в 220 м можно было бы видеть завершение колоссального свода, начинавшего свой легкий параболический взлет на высоте 98 м от пола.
Прообразом для нас в известной мере служил римский пантеон. Берлинский купол должен был также сохранить в своей вершине круглое отверстие для света; уже только оно имело бы поперечник в 46 м и тем самым превосходило бы размеры всего купола пантеона (43 м) и собора Петра (44 м). Кубатура зала должна была бы быть в 17 раз больше объема собора Петра.


Приблизительные размеры архитектурного монстра по сравнению с некоторыми известными памятниками.

Внутренняя отделка помещения задумывалась предельно скромной: вокруг центрального свободного круглого пространства (поперечное сечение в 140 м) взбегали трехступенчатые трибуны до высоты 30 м. Обрамление из ста прямоугольных колонн, высотой в 24 м еще имели вполне человеческие размеры, прерывалось напротив входа нишой размером в 15 м высотой и 28 м шириной, выложенной золотой мозаикой. На ее фоне, как единственное образно украшение, должен был возвышаться на 14 метровом мраморном цоколе имперский орел со свастикой в когтях, увитый дубовыми листьями. Этот символ высшей власти был одновременно венцом Великолепной улицы Гитлера и ее завершением. Где то внизу под этой эмблемой должно было располагаться место фюрера нации, который оттуда бы возвещал народам будущей Империи свои послания. Я все старался по возможности приподнять это место архитектурными средствами. Но тут то и давали себя знать издержки архитектуры, вырвавшейся из всяких масштабов: Гитлер исчезал в ней, растворялся до оптического нуля.
Снаружи купол напоминал бы зеленую гору высотой в 230 м, так как его должны были покрыть патинированные медные плиты. На вершине ее предполагался застекленный фонарь из максимально легкой металлоконструкции. На фонаре восседал на свастике орел.

Вот так должен был бы выглядеть Берлин в начале 50-х.

Восприятие гигантской массы купола должно было облегчаться колоннадой у его основания (каждая колонна высотой в 20 м). Я надеялся, что рельефность этого венка из колонн придаст куполу все же охватываемые взором масштабы; конечно, тщетная надежда. Купол – гора покоился на кубическом блоке из светлого гранита, 315 м в длину и 74 м в высоту. Тонко проработанный фриз, четыре мощных с продольными бороздами башни – опоры по углам и вынесенный площади со стороны вперед входной тамбур с колоннами должны были еще выразительнее подчеркнуть величие мощного куба. (3). По обеим сторонам тамбура должны были быть воздвигнуты две скульптуры по 15 м высотой. Их аллегорический смысл был определен лично Гитлером: одна изображала Атласа, подпирающего своими плечами небосвод, другая – Теллуса, несущего земной шар. Небосвод и Земля предполагалось покрыть эмалью, а звезды и контуры континентов – золотом.
Внешний общий объем этого сооружения превышал 120 млн кубических метров Вашингтонский Капитолий просто затерялся бы в таком объеме. Настоящая инфлация цифр и величин»
.
Вот такие вот архитектурные противостояния. Ни добавить, ни убавить
Приятного времени суток

Subscribe
promo bar_chk май 6, 2016 20:45 472
Buy for 100 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments