Крымский брюзга (crimea_br) wrote in bar_chk,
Крымский брюзга
crimea_br
bar_chk

Мой Крым, который я люблю. Пара слов о Северо-Крымском канале.

Идее постройки канала в этом году исполнилось 185 лет.
Впервые его необходимость обосновал в 1833 году Христиан Христианович Стевен, ботаник, основатель и первый директор Никитского ботанического сада. Идея понравилась, и в дальнейшем её продвигал академик Петербургской академии наук, действительный статский советник Пётр Иванович Кёппен. Для изучения на местности с 1864 г. по 1875 г.г. экспедиция профессора Козловского собирала материалы, составила доклад и представила его императору Александру II. Император не вдохновился, доклад выбросил, денег не дал, и к проекту вернулись только в 1916 году. Первая мировая и Революция прервали работы, к которым вернулись после окончания Гражданской и изгнания интервентов.

В тридцатые-сороковые годы рассматривалось несколько проектов водоснабжения Крыма.
Был представлен проект трубы-водовода через Керченский полив с Кубани, затем рассматривали проект опреснения воды Азовского моря, но эти проекты были отвергнуты.

В 1950 году Совмин СССР утвердил план строительства канала и сопутствующего Каховского водохранилища, как составную часть сталинского стратегического плана преобразования природы.
Уже через год, в 1951, стройке присвоили статус "ударной комсомольской" и выпустили марку в честь строительства.


Дирекция строящегося Северо-Крымского канала находилась в Симферополе, тогда РСФСР, а начало канала находилось в УССР. По одной из версий это неудобство послужило одной из причин административной передачи Крыма из одной союзной республики в другую.

Поэтапное строительство очередей канала началось в 1961 году, и в этом же году решением Крымского обкома партии стройка повысилась в статусе до "всенародной стройки" и на нее по комсомольским путевкам приехали около 10000 человек со всего СССР. Оборудование и техника поставлялись не только из Республик СССР, но и из стран СЭВ.





17 октября 1963 года в присутствии Хрущева и Шелеста была взорвана заградительная перемычка, и первая вода поступила в Крым, пока что до Красноперекопска.



В дальнейшем канал достраивался, удлинялся, к нему пристыковывали отводы и дополнительные каналы вплоть до распада СССР, до 1990 года.



Схема времен СССР, 80-е годы


Канал в 90-е годы


После распада СССР и возникновения независимой Украины канал начал деградировать. По проекту необходимо было сделать финальную стадию - дотянуть "нитку" до Евпатории. Сметная стоимость составляла 50 млн гривен, но после бесконечных откладываний, в 1997 году, Киев принял решение денег не выделять, канал "заморозить" в существующем виде.
За годы украинских рыночных реформ уничтожены и сданы в утиль дорогостоящая система лотков, 400 км труб орошения и оборудование ряда насосных станций, что привело в 2000-х годах к сокращению площади полива на 35%.
В настоящее время подача воды в канал со стороны Украины прекращена.



===============

Коротко цифры:
— Самый длинный в Европе. Протяженность канала — 402 километра;
— 33 дня. За это время вода, выпущенная в Таврийске Херсонской области, где начинается канал, дойдет до насосной станции в селе Зеленый Яр Ленинского района, где он заканчивается;
— Половина Азовского моря. Столько воды — 130 миллиардов кубометров — прошло по каналу за все время его эксплуатации;
— 11 водохранилищ. Столько искусственных водоемов питал канал. Их общий объем — 200 миллионов кубометров;
— 10 тысяч человек и 2 тысячи механизмов. Столько людей и машин строили канал;
— 7 метров. Глубина воды в канале в самом глубоком месте.


Tags: далекие берега, палка-копалка
Subscribe
promo bar_chk may 6, 2016 20:45 588
Buy for 100 tokens
3 поста в сутки, приветствуется аккуратное и красочное оформление …
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments