sergpodzoro (sergpodzoro) wrote in bar_chk,
sergpodzoro
sergpodzoro
bar_chk

60 лет МБР «Буря» - бабушке новой русской крылатой ракеты с ядерной энергоустановкой "Буревестник"

В этом году юбилей 60 лет МБР «Буря» - первой в мире советской сверхзвуковой двухступенчатой межконтинентальной крылатой ракете «Буря» -  бабушке новой русская крылатая ракета с ядерной энергетической установкой «Буревестник».

Буря (Изделие «350», В-350, Ла-350, Ла-Х) — первая в мире сверхзвуковая двухступенчатая межконтинентальная крылатая ракета наземного базирования, разработанная в середине 1950-х годов в СССР в ОКБ-301 под руководством Лавочкина С. А. Первый удачный полёт состоялся 22 мая 1958 года (пятый пуск ракеты). Позже производились также испытательные полёты с полигона Владимировка в Астраханской области. Последний (18-й) пуск, при котором ракета пролетела 6500 км, состоялся 16 декабря 1960 года на полигоне Капустин Яр.

Ла-350 "Буря". Эскизное проектирование "Бури" было завершено в августе 1954 года. Ракета должна была стартовать вертикально на двух ускорителях первой ступени, подниматься на высоту 17 тыс. км и разгоняться до скорости 3М. Там сбрасывались ускорители и включался маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД). На нем вторая ступень должна была лететь на высоте 17-18 тыс км, на подлете к цели набирать 25 тыс км для противозенитного маневра и пикировать на цель («нырок», то что потом было у «Шаттла» в военном применении) Масса ракеты составляла 95 тонн, а система наведения с навигацией по звездам должна была обеспечивать точность до 10 км. При разработке ракеты «Буря» впервые в СССР был освоен ряд технических и технологических новаций: сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (СПВРД); автоматическая астронавигационная система управления полётом; механическая обработка и сварка титановых сплавов.

В 1954 года Совмином СССР было принято решение о создании беспилотных межконтинентальных средств доставки ядерных зарядов с дальностью не менее 8 000 км. Этим решением предусматривалось проведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ параллельно по двум конкурирующим направлениям: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и межконтинентальные крылатые ракеты (МКР).

Работы по первому направлению были поручены ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва.
Второе направление реализовывали в ОКБ Мясищева и в ОКБ-301 под руководством Лавочкина С. А.



В 1954 года Совмином СССР было принято решение о создании беспилотных межконтинентальных средств доставки ядерных зарядов с дальностью не менее 8 000 км. Этим решением предусматривалось проведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ параллельно по двум конкурирующим направлениям: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и межконтинентальные крылатые ракеты (МКР).

Работы по первому направлению были поручены ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва.
Второе направление реализовывали в ОКБ Мясищева и в ОКБ-301 под руководством Лавочкина С. А.

Испытания Ла-350 "Буря" начались в июле 1957 года. В первом полете из-за нештатной работы реле были сразу сброшены газовые рули у первой ступени, ракета потеряла управление, кувыркнулась и упала недалеко от старта. Только с пятого раза, весной 1958 года, получилось провести успешный пуск. Испытания шли хорошо, ракета летала все дальше, однако пришла беда, откуда не ждали. Маршевый ПВРД, который можно было проверить только в полете, оказался менее эффективным, чем это было по расчетам. Двигатель потреблял больше топлива, выдавал меньший удельный импульс, и вместо расчетной дальности в 8500 км удалось получить максимум 6500. К тому же, на дворе стоял уже 1960 год, баллистическая ракета Р-7, которая приступила к испытаниям весной 1957 года, уже была принята на вооружение, велись работы по созданию МБР Р-16. "Бурю" закрыли, предложения по созданию на ее базе фоторазведчика или ракеты-мишени были отвергнуты, сейчас о ней напоминают только сохранившиеся в удивительно большом количестве кадры испытаний:

Д ф Межконтинентальная крылатая ракета Буря 1956 г


https://youtu.be/tcan7gSYkKo


Ракета в монтажно-испытательном комплексе



Так выглядела вторая ступень в полете


В 1957 году успешно прошла государственные испытания и была принята на вооружение МБР Р-7, разработанная в ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва. В 1960 году было принято решение о прекращении работ по МКР «Буря». Это по сути послужило причиной смерти С.А.Лавочкина.

Тайны забытых побед. 19. Буря. Приказано уничтожить!

https://youtu.be/rFANlhmh3bU

Приказано уничтожить!

"По поводу этого решения группа главных конструкторов обратилась с письмом к Хрущеву с просьбой разрешить продолжение работ. Эту просьбу поддержали научный руководитель тем «Буря» и «Буран» академик Келдыш и министр обороны Малиновский. Хрущев заявил, что эта работа бесполезна и поручил секретарю ЦК КПСС Фролу Козлову — второму после себя лицу в партийной иерархии — собрать всех заинтересованных и разъяснить ошибочность их позиции.

На этом совещании заместитель Лавочкина Черняков попытался доложить о результатах пусков. Козлов его перебил: «Ну что вы хвастаете, что достигли скорости 3700 километров в час. У нас ракеты теперь имеют скорость больше 20 000 километров в час». Черняков понял, что технические аргументы бесполезны. Когда появился Малиновский, Козлов в резкой форме сделал ему замечание, почему он поддержал просьбу о продолжении работ: «Ведь Никита Сергеевич сказал, что это бесполезно». Министр обороны не нашел ничего лучшего для защиты, кроме фразы: «Это меня конструктора попутали».

Вот на таком высоком правительственном и низком научном и военно-техническом уровне решалась судьба межконтинентальных крылатых ракет
."

— Б. Е. Черток, «Ракеты и люди».


Кроме Ла-350 "Буря"  был ещё и М-40 (Бура́н), обозначаемый иногда РСС-40 (RSS-40) — межконтинентальная крылатая ракета (МКР) класса «поверхность-поверхность», разрабатывавшаяся в ОКБ Мясищева с апреля 1953 года по февраль 1960 года. Несмотря на успехи в строительстве ракеты М-40, до лётных испытаний дело не дошло. Известно, что в 1957 году была построена одна ракета, которая дошла до стадии стендовых испытаний. Проект "Буран" был закрыт уже в 1958 году.


Если бы тогда, тема «Буря» не была закрыта, то многое бы складывалось бы по-иному. Межконтинентальной крылатой ракете «Буря» никакое ПРО и ПВО было не страшно. Рой таких ракет гарантированно решал задачу возмездия. А модификация и мобильность этих ракет позволяли бы полностью решать задачи скрытности как самих ракет, так и их стартов.



Я начинал свою трудовую деятельность в НПО им.  С.А.Лавочкина в начале 80-х и почти 10 лет поработал бок о бок  и лично знал тех, кто создавал  «Бурю».


Оригинал : https://sergpodzoro.livejournal.com/387876.html

Подробнее :
Ракеты, которые мы проиграли. Низкий научный и военно-технический уровень руководства СССР.
https://sergpodzoro.livejournal.com/329687.html




Tags: Россия, геополитика, истинная любовь, ликбез, непознанное, обратная сторона медали
Subscribe
promo bar_chk май 6, 2016 20:45 219
Buy for 50 tokens
3 поста в сутки, приветствуется аккуратное и красочное оформление …
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments